Not Found

The requested URL /pacien/ssi/top.html was not found on this server.

Загадки и разгадки эвтаназии

На эту тему говорилось столько верного и превратного, что дело порой доходило до банальных уличных опросов населения по принципу «за, - Вы лично, - или против». Мы также не избежали такого вопрошательства, но вместо ожидаемого слова «против» ответили: «Эта проблема слишком неоднозначна и сложна, чтобы личное отношение к ней уместилось в рамки одного слова. К тому же я не медик и не философ, и, следовательно, не являюсь специалистом». Разочарованный респондент скрылся в уличной толчее, а мы в очередной раз задумались над тем, что в наши дни понимают под ЭВТАНАЗИЕЙ.

Термин этот имеет незначительные вариации - эйтаназия или эутаназия, но суть остается одна: благая смерть, переход в «лучший мир» без тех невыносимых страданий, которыми сплошь да рядом сопровождается последняя в жизни человека болезнь. С легкой руки известного философа Фрэнсиса Бэкона, придумавшего термин, а позже немецкого врача К. Ф. Маркса (1826 год), эвтаназия и обрела свое современное звучание. Впрочем, Бэкон говорил лишь о таинстве легкой смерти, а немецкий доктор использовал термин для обозначения науки, «которая сдерживает угнетающие черты болезни, освобождает от боли и делает верховный и неизбежный час самым мирным». Новая философская энциклопедия так указывает основные точки приложения эвтаназии, - это своего рода помощь тем, кто в силу ряда диагнозов испытывает невыносимые физические страдания, и, потом, предоставление человеку возможности умереть, не считая прекращения жизни «лишних» людей, в категорию которых входят глубокие инвалиды детства. Конечно, «лишних» людей не бывает, и не может быть ни в каком обществе.

«Вся жизнь человека, личная и общественная, стоит на вере в бессмертие души. Это наивысшая идея, без которой ни человек, ни народ не могут существовать», - писал Ф. Достоевский в шестидесятых годах 19 века. Есть и другая цитата: «При мысли о смерти я совершенно спокоен, потому что убежден, что наш дух есть существо, природа которого остается неразрушимой…». (И. В. Гете). Есть и третья: «Человек устроен так, что он воспринимает наиболее полно лишь то, что переживает сам…» (свящ. А. Борисов, кандидат биологических наук). Но это современные источники, подобные нашумевшей в 1977 году и широко известной книге Раймонда Моуди «Жизнь после жизни». Из античных авторов имеет смысл назвать в первую очередь Платона: «Смерть есть разделение бесплотной части живой личности с ее материальной частью – физическим телом. Душа не подвержена времени… На пути от земли к будущей жизни души проходят суд. Высшие существа судят людей». И так далее. Возникает вопрос – не здесь ли кроются истоки ведущих религий мира ? Наше скромное мнение (что живое отличается от неживого всего лишь химическим составом, «скучными» зеркальными изомерами аминокислот и пр.) мы пока оставим в стороне. В конце концов, мы здесь не задаемся вопросов о качестве загробной жизни, а всего лишь пытаемся понять место эвтаназии в современной системе ценностей. И место это, хотим мы того или нет, становится далеко не последним.

Немеркнущей ценности человеческой жизни посвящены лучшие страницы не только художественной литературы, но и разнообразных священных писаний всего мира, которые, собственно говоря, и написаны для живых, а не для мертвых. Вместе с тем не стоит забывать, что огромный прогресс медицины в последние сто – сто тридцать лет, а в особенности в последние десятилетия и годы, внедрение цифровых технологий и совершенствование различных систем обеспечения жизни создало именно тот круг проблем, в которых мы пытаемся разобраться. Все эти «бесконечные темные коридоры, встречи со светящимся существом» и т.д., то есть те реалии, которые выдает на-гора наша нейрофизиология в условиях клинической смерти, могли бы плавно перейти в реалии кладбищенского характера, и застыть в них навсегда. Р. Моуди и известный православный доктор П. Калиновский со своей книгой «Переход» всплыли именно в то время, когда медицина осуществила очередной прорыв, позволивший возвращать человека при необходимости и с того света.

Высшие проявления человеческой психики – жалость, сострадание, любовь, - на самом деле слишком ценны для того, чтобы их можно было игнорировать. Важен тот вектор, который обеспечивает направление тех или иных переживаний. Предположим, мы открываем газету и с нескрываемым ужасом читаем заглавие статьи, - «Суррогатное человечество», какое-либо клонирование или что бы то ни было еще. Дело, конечно, вовсе не в экстракорпоральном оплодотворении, польза которого общеизвестна. Польза ?! Размножающееся всеми доступными методами человечество, невеселые прогнозы демографов, - вот наше настоящее и наше будущее. Но давайте все-таки не будем уклоняться в сторону, и постараемся, не впадая в ненужные эмоции, выяснить: как выглядят те разделы биоэтики, в которые укладывается современное понимание эвтаназии.

Как известно, под Луной нет ничего нового: все, что только возможно, уже было. Для многих первобытных обществ было привычным делом активное или пассивное (в смысле, от голода в предоставленном самим себе состоянии) умерщвление стариков, калек и неизлечимых больных. Наиболее ярким примером здесь могут служить те же инуиты (эскимосы) Туле, - северной оконечности Гренландии, у которых каменный век закончился каких-нибудь 80 – 90 лет назад. Все это происходило отнюдь не потому, что эти люди крайне жестоки, - наоборот, они на зависть нам добры, жизнерадостны и очень любят детей. Примерно то, же раньше можно было сказать об аборигенах Австралии, живущих в пустыне. Во всех подобных случаях, история которых измеряется тысячелетиями, основным виновником подобных прецедентов пассивной эвтаназии служит среда обитания. Недостаток воды, еды и т.д. и заставлял в прошлом заботиться в первую очередь о выживании детей и фертильных членов племени, в первую очередь молодых мужчин – активных охотников и добытчиков.

Да, мы забыли сказать, что различают пассивную и активную эвтаназию. Если под пассивной эвтаназией понимают прекращение поддерживающего жизнь лечения, когда оно либо прекращается, либо не начинается вовсе, то активная эвтаназия - дело несколько другое: она встречается достаточно часто там, где профильная медицинская помощь является неэффективной изначально. К сожалению, на сегодняшний день существуют определенные диагнозы, неминуемо ведущие к летальному исходу, и дело здесь не сводится к общеизвестному СПИДу или онкопатологиям.

Стоит особо отметить, что отношение к смерти/самоубийству и прочему подобному в течение истории человеческой цивилизации претерпело свою, весьма непростую эволюцию. Многие античные, в частности, древнегреческие и римские материалы очень даже легко говорят о добровольном уходе из жизни. Так, этой проблемы касался Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию», где оправдывал уничтожение «некачественного человеческого материала». Размышляя над этим, можно выдвинуть массу аргументов как за, так и против. Зоологи, специалисты по животным, говорят, что в условиях дикой природы очень быстро элиминируются больные либо неполноценные особи, так что практически никогда дело не доходит до естественной смерти. Более того, подавляющая часть популяционного состава высших позвоночных, то, бишь, рыбы, птицы, млекопитающие, представлена именно молодыми и зрелыми, но никак не старыми животными. Так, может быть, человеку стоит поучиться у них естественному ходу вещей, и не загромождать собой планету, не дожидаясь, когда природа в конце концов возьмет верх ? Тем более, что наша история уже знает примеры массового уничтожения людей – достаточно вспомнить дьявольские «эксперименты» инквизиторов, Гитлера и вообще мировых и локальных войн ? Причем наиболее широко практиковал эвтаназию именно Гитлер – все с той же злосчастной целью очищения расового типа. В настоящее время специалисты с большой осторожностью упоминают слово «раса», как не вполне соответствующее медико-биологической истине. Гораздо конструктивнее в этом смысле применять предложенный нами термин «популяционный тип» - как понятие всеобъемлющее и более соответствующее научной истине.

Эвтаназия активная имеет несколько подвидов. Во-первых, это умерщвление из чувства сострадания. Это преимущественно те случаи, когда сама жизнь является невыносимым мучением для больного, и когда перспективы будущего в отношении выздоровления крайне невелики. Есть еще варианты, когда сам пациент просит доктора сделать летальную инъекцию, или сам доктор передает в руки больного средство, позволяющее последнему осознанно покончить с собой. Все это – крайне сложные вещи именно с этической точки зрения. Сторонники активной эвтаназии, как правило, апеллируют к последнему праву каждого из нас – праву на самоопределение. В большинстве стран, включая страны СНГ, активная эвтаназия запрещена законом. Так что же делать, и как быть ?

Тщательно обдуманное – рациональное – самоубийство, противоречит не только основным установлениям христианского вероучения. В буддизме, индуизме или некоторых видах «восточноориентированного» современного сектанства, например, все обстоит иначе. Это естественно там, где имеет место учение о переселении душ. Восточные учения вообще диаметрально противоположны христианству в том отношении, что здесь муссируется угасание личности вместо вхождения души во врата Рая (или Ада) после смерти физического тела. Крупный специалист по биоэтике, православный священник Иоанн Брек говорит: «Никакое участие в Божественной природе невозможно, если под природой понимать не бытие, а Божественную сущность». Носитель образа Божия становится «по благодати» тем, чем Бог пребывает по природе своей. Это, собственно говоря, и есть православный взгляд на проблему.

Однако все, как это обычно бывает, не исчерпывается всей глубиной вопроса. Около половины российских врачей старшего поколения в рамках социологического опроса на вопросы об эвтаназии ответили, что им, собственно говоря, никогда не приходилось об этом думать. Молодые врачи сейчас разумеется «в курсе». Хорошо это, или плохо ? Не окажется ли так, что через немногое время только лишь православные священнослужители будут отстаивать древние идеалы; все остальные, включая врачей, станут терпимо относится к разумному (в кавычках или без ?) прекращению жизни. Доктор безусловно обязан сочувствовать пациенту в его страдании; но когда пациенты, да и сами доктора исчисляются миллиардами, как это будет уже очень скоро, не измельчают ли чувства, основанные на клятве Гиппократа, которая в традиционной форме противоречит самой идее эвтаназии ? Вот в чем вопрос.

Как мы все знаем, в США (далеко, правда, не во всех штатах) с 1994 г., в Бельгии с 2002 г., в Нидерландах с 1984 г., в швейцарском кантоне Цюрих с 1941 г. эвтаназия обрела легализацию, и, по сути, стала распространяться по миру. В Израиле же с 2006 г. легализована пассивная эвтаназия, то есть отключение от аппаратов пациента, когда надежды на восстановление последнего уже нет. Сторонники и противники, как это ни парадоксально, муссируют понятия гуманности в первую очередь. Постепенно по миру распространяются и препараты, с помощью которых можно без лишних хлопот уйти из жизни. Получил развитие суицидальный туризм, суть которого состоит в отъезде «для умирания» в соответствующую страну, чтобы обратно вернуться в металлическом гробу. Пока что все это не выходит за рамки прихотей людей из развитых стран, но кто знает, что будет дальше. По большому счету, и тамошние христиане протестантского толка особо не возражают против умерщвления «по медицинским показаниям». Единственно, что пациент, страдающий неизлечимым заболеванием, должен быть совершеннолетним, и находиться в здравом уме, несколько раз принимая и подтверждая решение. Законы об эвтаназии также предусматривают предоставление доступных обезболивающих препаратов больным с соответствующими диагнозами.

По большому счету, в наши дни почти все прибегающие к эвтаназии – это люди с онкологическими заболеваниями в возрасте старше 60 лет. В принципе, «годится» любой возраст, - законодательные акты предусматривают и это. Однако многие зарубежные священнослужители, и раввины, по крайней мере, люди, принимающие Ветхий Завет, однозначно говорят именно активной эвтаназии «нет».

Слишком многое меняется в нашем мире, и слишком стремительны эти перемены, лишенном жесткой идеологии, кроме навязанных «сверху» идеалов. (Что хорошо, а что плохо, все давно забыли, и мы, конечно, напоминать не станем). Помимо этого, в едином современном мире свои нормы, которые не укладываются в один только иудаизм или христианство, пусть даже во всех его лицах. Мы не касались здесь детально тысячи и одной местных религий мира, которые, выражаясь православными словами, почти во всех случаях говорят о человеке и его жизни: Бог дал, Бог и взял, благословенно имя Господне.


Бартошин А.В.

Список литературы.

  1. Источники интернета
  2. Протопресвитер Иоанн Брек «Священный дар жизни», М, Паломникъ, 2004 г.
  3. Православие и медицина. Сборник избранных докладов медицинской секции. (конференции 1Х – Х11), М, 2005 г.
  4. Р. Моуди «Жизнь после жизни», М, ТО Старт-Синектика, 1991 г.
  5. П. Калиновский «Переход», АП «Новости», 1991 г.
  6. Новый Завет
  7. А. Швейцер «Избранное», М, Прометей, 1993 г.
  8. Овчинникова М. Б., «Техника жизни, которая ведет к смерти», М, Фаворъ, 2002 г.
  9. Дж. Мур «Принципы этики», М, Прогресс, 1984 г.
  10. Э. Б. Тайлор «Первобытная культура», М, Госполитиздат, 1989 г.
  11. Д. Фрейзер «Золотая ветвь», М, Госполитиздат, 1984 г.
  12. Я. Шпренгер, Г. Крамер «Молот ведьм», М, 2012 г.
404 Not Found

Not Found

The requested URL /pacien/ssi/bottom.html was not found on this server.